FAQ - (Часто задаваемые вопросы)

В: В качестве доказательств, что изначально описательный товарный знак приобрел различительную способность, какие обычно используют аргументы?

O: Наличие мгновенной ассоциации между товарным знаком и товарами и/или услугами, для которых он предназначен. Высокая степень известности знака среди определенной категории потребителей Длительный период (5 и более лет) и обширный географический охват применения знака Большие затраты на рекламу знака Множество действующих регистраций товарного знака в различных странах мира Большой объем продаж товаров и/или услуг, маркированных товарным знаком на протяжении длительного периода времени (в денежном и/или натуральном выражении). Сведения, подтверждающие признание товарного знака общеизвестным в других странах мира, если таковые имеются Любые другие документы (книги, публикации в прессе, кинофильмы, видеоотчеты о конференциях, форумах, симпозиумах на которых идет речь о дальнейшем продвижении товаров, маркированных данным товарным знаком В Туркменистане пока еще не было прецедентов (ни на уровне Туркменпатента, ни на уровне судебного разбирательства), связанных с признанием появления у изначально описательного обозначения различительной способности (secondary meaning).

В: Какие требования установлены относительно изображения товарного знака при подаче заявки на его регистрацию?

O: Изображение товарного знака должно иметь четкое графическое исполнение и представлено в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация товарного знака. Ко всем видам изображений товарных знаков должно прилагаться их описание, которое составляет патентный поверенный. Само собой разумеется, что изображения должны обладать необходимой дистинктивностью, или, по крайней мере, должны быть суггестивными (ассоциативными), чтобы обладать охраноспособностью. Впрочем, это требование не влияет на подачу заявки. Не подлежат регистрации товарные знаки непристойного содержания, неприкрыто возмущающие нравственные идеалы общества, носящие антигуманный характер, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства или политические убеждения и т. д.

В: Каким основным требованиям должен отвечать товарный знак, чтобы быть зарегистрированным?

O: Прежде всего, необходимо, чтобы отпали абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака. Что это за основания многим хорошо известно, поскольку законодательства многих стран мира практически одинаково их трактуют, и мы не будем на них останавливаться. Если эти основания отпали необходимо, чтобы заявленный на регистрацию товарный знак выполнял возложенную на него функцию, а именно позволял потребителям отличать товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия, то есть обладал способностью индивидуализировать товары и/или услуги юри-дического или физического лица. Для выполнения товарным знаком этой функции необходимо, чтобы он отвечал условию дистинктивности или хотя бы суггестивности (ассоциативности). Товарные знаки, отвечающие этому требованию будут зарегистрированы в Туркменистане. Понятия дистинктивности и суггестивности хорошо знакомы специалистам в области охраны промышленной собственности, и мы не будем их расшифровывать. Отметим лишь, что родовые термины, описательные обозначения, слишком длинные рекламные лозунги, отдельные буквы и цифры, простые геометрические фигуры и т. д. не обладают необходимой дистинктивностью и им на этом основании может быть отказано в регистрации. Однако, при определенных обстоятельствах и достаточно высоком искусстве ведения дела патентным поверенным такие обозначения в ряде случаев могут получить охрану. Необходимо, однако, иметь в виду, что изначально дистинктивные по своей природе товарные знаки могут быть не зарегистрированы, если их семантические характеристики способны покоробить чувства потребителей. Например, знаки не будут зарегистрированы в Туркменистане названия религиозных святынь, слова из молитв, наименования кладбищ, святых имамов, пророков и т.п.. Не будут зарегистрированы также товарные знаки, которые на туркменском языке могут иметь негативное смысловое значение, а также неблагозвучные или неудобопроизносимые товарные обозначения.

В: Какова продолжительность процедуры регистрации и срока действия зарегистрированного товарного знака?

O: Общая продолжительность процедур от подачи заявки до регистрации товарного знака составляет от 18 до 24 месяцев. Срок действия зарегистрированного товарного знака составляет 10 лет, считая с даты его подачи с возможностью продления действия знака на каждые очередные 10 лет.

В: Могут ли быть зарегистрированы в качестве товарных знаков фамилии, имена, псевдонимы?

O: Да могут, если они носят редкий характер. Не могут быть зарегистрированы широко распространенные фамилии, типа Сидоров, Иванов, Петров и т.п. Фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц могут быть зарегистрированы в Туркменистане в качестве товарных знаков только с согласия таких лиц, их наследников или соответствующего компетентного органа.

В: Можно ли подать заявку на охрану полезной модели?

O: Законодательством Туркменистана не предусмотрена охрана полезных моделей. Однако, такие объекты могут быть защищены в Туркменистане ограниченными патентами на изобретение со сроком действия 10 лет. Для патентования этих объектов требуется представление тех же самых документов, что и для заявок на изобретения.

В: Предусмотрена ли в законодательстве Туркменистана возможность регистрации таких нетрадиционных товарных знаков, как цвет, форма, звуки, запахи и т.п.?

O: Нынешнее законодательство Туркменистана не устанавливает каких либо ограничений на регистрацию нетрадиционных знаков. В частности согласно Закону в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения. Согласно существующей практике до последнего времени в Туркменистане регистрировались только представленные в графической форме товарные знаки. Примеров регистраций товарных знаков, не обладающих стабильным зрительным восприятием например, разноцветных вспышек с определенной периодичностью во времени или запаха, сирени в Туркменистане пока не было. Однако, это не значит, что если такие обозначения будут поданы на регистрацию, они не будут зарегистрированы. Определенные трудности в их регистрации несомненно будут, но эти трудности будут, на наш взгляд преодолены. Знаки представляющие собой отдельно взятый один цвет (например зеленый квадрат) не будут зарегистрированы в Туркменистане. Однако фантазийное сочетание различных цветов может быть зарегистрировано, поскольку может восприниматься в виде изображения абстрактной фигуры. Несколько слов о таких нетрадиционных товарных знаках, как трехмерные формы товаров (бутылки, упаковки, голографические изображения). Такие обозначения могут быть зарегистрированы в Туркменистане только в том случае, если их форма не определяется исключительно или главным образом свойствами или назначением товара.

В: Предусмотрено ли в Вашем офисе электронное хранение документов?

O: Да, предусмотрено. Мы располагаем современным оборудованием, позволяющим обрабатывать и надежно хранить информацию, а также своевременно оповещать о наступлении сроков исполнения тех или иных юридически значимых процедур. Электронное хранение документации продублировано также их хранением на бумажных носителях.

В: Предусмотрены ли скидки по государственным пошлинам и гонорарам патентного поверенного?

O: Скидок по государственным пошлинам в нашей стране нет, независимо от типа или вида заявителя. Скидки предоставляются только по гонорарам патентного поверенного. Такую скидку мы даем для заявителей из стран с уровнем душевого дохода менее $3000. Для заявителей из стран с уровнем душевого дохода выше $3000 также предусмотрены скидки за одновременную подачу сразу нескольких заявок. Эти скидки отражены в наших тарифах. Возможны варианты предоставления скидки по договоренности, причем скидки с нашего гонорара могут достигать 50% при большом объеме разового заказа.

В: Существуют ли какие-либо особенности при указании товаров/услуг по классам?

O: Эти особенности в основном они касаются терминологии, которая должна быть максимально приближена, а еще лучше совпадать с терминологией, используемой в перечне товаров и услуг, приведенной в последней редакции МКТУ. Новые или редкие термины, отсутствующие в МКТУ должны иметь разъяснение. Не рекомендуется слишком обобщенный перечень товаров, в частности использование только заголовка какого-нибудь класса, так как его полное наименование может в ряде случаев не включать в себя в качестве видового отдельные рубрики товаров. В качестве примера можно привести заголовок 10 класса, который не включает в себя в качестве видового такие рубрики товаров как простыни стерильные для хирургических целей, одеяла с электрообогревом, эластичные хирургические чулки; 22 класс соломенные оплетки для бутылок, 39 класс – распределение электроэнергии и т. д. Слишком обобщенные наименования товаров/услуг (швейные изделия, спортивные товары, прокат, посредничество и т. д.) могут относиться к различным классам МКТУ и поэтому должны конкретизироваться. Однако, если заявитель производит большой ассортимент товаров, имеющих общую область применения можно и нужно использовать их обобщенное наименование, как например, одежда. Но и при этом надо иметь в виду недопустимость объединения под обобщенным наименованием разноплановых товаров (одежда: костюмы специальные защитные для летчиков – 9 класс и костюмы – 25 класс). Вместе с тем перечень товаров не должен быть излишне подробным, поскольку это может к ситуации, именуемой “Прокрустово ложе”. Имеется много других нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать при составлении перечня товаров, все их привести в настоящем ответе, очевидно, нет необходимости, они в принципе хорошо известны патентным поверенным, экспертам, а также всем тем, кто сталкивается по роду своей деятельности с этой задачей.