Наши тарифы включают использование гибкой системы скидок с гонорара патентного поверенного. В частности, мы предоставляем специальные скидки при подаче трех и более заявок. В ряде случаев наши скидки могут достигать 25-35% от суммы гонорара, а иногда, при большом объеме затребованных процедур достигать 50%. Этот подход сохраняется также при выполнении нами других процедур по заданию клиента (регистрация изменения имени или адреса владельца, регистрация уступки прав, регистрация лицензионного договора, проведение поиска, продление действия товарных знаков, поддержание в силе патентов и т.д.). Мы также всегда идем навстречу пожеланиям клиента, если он имеет ограниченные финансовые возможности. Для получения более детальной информации о наших тарифах достаточно сделать запрос по электронной почте: ; и наши тарифы будут в Вашем распоряжении. Мы всегда к вашим услугам. Ниже нами приведены размеры новых пошлин введенных в действие с 01 января 2015 г.

Комментарии к новым тарифам Туркменистана

в сфере охраны промышленной собственности

В настоящее время в Туркменистане ведутся прогрессивные реформы в сфере науки и образования, призванные вывести туркменскую науку и промышленность на качественно новый уровень, что позволит ускорить движение страны по инновационному пути развития.  

В этой связи возрастает роль Туркменпатента, на который возложены важные функции по осуществлению государственного регулирования в сфере охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, то есть тех объектов, без которых невозможно инновационное развитие. Это обусловлено самой природой патентной службы, являющейся не только инкубатором, но и проводником новых технических решений в различных сферах науки и производства.

Краеугольным камнем, определяющим эффективность выполнения Туркменпатентом своих функций, является законодательная база, поскольку именно к ней привязаны все остальные элементы охраны промышленной собственности. В то же время любой закон работает в полную силу лишь тогда, когда он обеспечен соответствующими подзаконными нормативными актами. В частности, проведение различных процедур с объектами промышленной собственности, невозможно без оплаты соответствующих пошлин, в связи с чем, они являются как бы их органической составляющей. Напомним, в этой связи, что в отличие от налогов, которые представляют собой безвозмездный платеж без встречного удовлетворения, пошлины представляют собой обязательный платеж, за оказание государственными органами плательщику определенных услуг.

Строго регламентированный, подробный перечень пошлин облегчает проведение тех или иных предусмотренных Законом процедур и поэтому является одним из важных элементов совершенствования законодательной базы. Упомянутые шаги в этом направлении позволят вывести Туркменистан на новый, отвечающий мировым стандартам уровень, надежно защитить интересы владельцев патентов, прав на средства индивидуализации, ускорить экспертизу объектов интеллектуальной собственности, улучшить взаимодействие с работающими в интеллектуальной сфере международными структурами и привлечь к изобретательскому творчеству наиболее талантливую часть туркменского общества.

Как известно, в ноябре 2008г. вошли в действие новые Законы Туркменистана «Об изобретениях и промышленных образцах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», что позволило подвести хорошую законодательную базу под изобретательское творчество, создать мощные стимулы для работы отечественных изобретателей и ученых, повысить предпринимательскую активность и увеличить приток в страну валютных средств и передовых зарубежных технологий.

Вместе с тем после принятия вышеупомянутых законов возник определенный диссонанс между отдельными их положениями и существующими на тот период прежними тарифами по оплате пошлин за проведение указанных в этих положениях процедур. В связи с этим 29 июля 2011г. Постановлением Президента Туркменистана были введены в действие новое Положение о пошлинах по изобретениям и промышленным образцам и новое Положение о пошлинах по товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров с соответствующими новыми тарифами по пошлинам, призванные устранить возникший диссонанс и обеспечить дальнейшее развитие нормативной базы в области охраны промышленной собственности в Туркменистане. Согласно упомянутым положениям оплата официальных пошлин должна производиться в национальной валюте, но может производиться и в иностранной валюте других государств в случаях, если это предусмотрено международными договорами, участником которых является Туркменистан. При этом, если международными соглашениями, участником которых является Туркменистан, не предусматриваются другие условия, пошлины могут быть оплачены как самим заявителем, так и любыми третьими лицами. При оплате пошлин сверх установленных размеров, либо при невыполнении Туркменпатентом юридически значимых действий оплаченные средства могут быть полностью или частично возвращены, либо зачтены в счет оплаты других пошлин. Ходатайство о возврате излишне уплаченных пошлин, либо об их зачете в счет оплаты других пошлин может быть подано плательщиком или его уполномоченным представителем в Туркменпатент в произвольной форме в течение трех лет с даты их оплаты. Однако, в случае прекращения по вине плательщика действий, связанных с охраной прав на объект интеллектуальной собственности, а также в случае признания заявки отозванной, уплаченные пошлины возврату не подлежат. Решение о возврате или не возврате пошлин выносится Туркменпатентом в течение 10 рабочих дней с даты получения ходатайства и доводится до сведения плательщика и министерства Финансов Туркменистана, которое в течение 10 рабочих дней со дня получения решения возвращает плательщику пошлину. При этом расходы по услугам банка, связанным с оплатой и возвратом пошлин возлагаются на плательщика. Таковым вкратце является то общее, что связывает между собой оба Положения. Во всем же остальном, они существенно различаются между собой, о чем речь пойдет ниже.

Изобретения и промышленные образцы

Напомним, что в Туркменистане по желанию заявителя может испрашиваться либо патент, либо ограниченный патент. Срок действия первого из них составляет 20 лет в отношении изобретений и 15 лет для промышленных образцов. Получение таких патентов сопряжено с проведением экспертизы по существу, посредством патентного поиска по мировым источникам информации и выявления охраноспособности технического решения путем его сопоставительного анализа с найденным прототипом. Срок действия ограниченных патентов на изобретения и промышленные образцы значительно ниже и составляет 10 лет. Соответственно сужена и сфера патентного поиска при проведении экспертизы, которая ограничена только имеющимися в Туркменистане источниками информации.

Отметим также, что Законом Туркменистана «Об изобретениях и промышленных образцах» не предусмотрена охрана такого объекта промышленной собственности, как «Полезная модель». Более того, данный объект вообще не упоминается ни в одном из законодательных актов Туркменистана. Однако это не значит, что заявители желающие получить патент Туркменистана на содержащееся в полезной модели техническое решение лишены такой возможности. Оформить свои права на данный объект заявители могут путем подачи заявки на испрашивание ограниченного патента на изобретение. Полагаем, что в будущем данный пробел будет восполнен в законодательном порядке.

В целях развития изобретательской инициативы новым Положением о пошлинах по изобретениям и промышленным образцам предусмотрен целый ряд льгот для новаторов Туркменистана. Достаточно щадящим оно является и для иностранных заявителей. Так, например,  размер пошлин по таким основным позициям, как заявочная, регистрационная и ежегодная пошлина остался на прежнем уровне, или даже несколько снизился.  

Вместе с тем новое Положение и тарифы содержат значительное количество новых правовых норм и процедур, которые отсутствовали в прежнем Патентном законе. К их числу относятся пошлины за:

— рассмотрение заявления о переуступке права на получение патента (ограниченного патента) ($82);

— досрочную публикацию сведений о заявке ($40);

— подачу ходатайства о приостановлении выдачи ограниченного патента ($40); 

— подачу ходатайства о проведении ускоренной ограниченной экспертизы  ($40):  

— проведение патентной экспертизы заявленного объекта на охраноспособность по существу ($245 – изобретение; $163 – промышленный образец);

- рассмотрение документов, выданных одним из компетентных органов экспертизы, относительно соответствия заявленного объекта критериям охраноспособности ($82);

— подачу заявки на объект, выделенный из первоначальной заявки ($122);

— выдачу заверенной копии приоритетной заявки  ($40);

— подачу возражения против выдачи охранного документа до вынесения решения экспертизы ($40); 

— преобразование ограниченного патента в патент ($82);

— переоформление временного патента в ограниченный патент ($82);

— рассмотрение ходатайства о выдаче патента (ограниченного патента) Туркменистана на изобретение по преобразованной евразийской заявке ($40);

— рассмотрение ходатайства о выдаче патента Туркменистана на изобретение на основе евразийского патента ($82);

— рассмотрение ходатайства о продлении срока действия патента на изобретение, относящегося к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату ($40);

— продление срока подачи ходатайства о преобразовании ограниченного патента в патент после восстановления пропущенного срока  ($40) (такая процедура не предусмотрена Законом, однако введена в тарифы для максимального соблюдения интересов патентообладателя);

— восстановление пропущенного срока подачи ходатайства о продлении срока действия патента на изобретение, относящегося к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату* ($82);

— восстановление пропущенного срока подачи ходатайства о преобразовании ограниченного патента в патент* ($82);

— восстановление пропущенного срока для перехода на национальную фазу международной заявки на изобретение** ($40);

— выдачу дубликата патента (ограниченного патента) ($82);

— выдачу заверенных копий охранных документов, выписки из государственного реестра и иных документов ($16);

— рассмотрение заявления патентообладателя о досрочном прекращении действия патента (ограниченного патента) ($40);

— восстановление действия патента (ограниченного патента) ($82);

— регистрацию евразийской или международной заявки и пересылку ее регистрационного экземпляра соответственно в Евразийское патентное ведомство или Международное бюро ВОИС ($50);

— восстановление конвенционного приоритета по заявке на изобретение, после истечения установленного трехмесячного срока для приобщения приоритетного документа к материалам заявки ($40);

продление срока подачи заявки на изобретение с испрашиванием конвенционного приоритета ($40) (правило 26bis.3 Инструкции к Договору РСТ в соответствии с которым ходатайство заявителя о восстановлении приоритета должно быть подано одновременно с заявкой не позднее двух месяцев с даты истечения приоритетного периода и приобщением письменного подтверждения, что несвоевременная подача заявки была непреднамеренной или вызвана особыми обстоятельствами); 

— подача возражения в Туркменпатент против выдачи патента (ограниченного патента) до вынесения решения экспертизы ($40);

— подача возражения в апелляционную комиссию на решение ограниченной экспертизы по заявке на изобретение (промышленный образец)  ($286);

— подача возражения в апелляционную комиссию о признании патента недействительным ($529);

— подача возражения на решение экспертизы относительно регистрации договора об уступке патента или лицензионного договора, включая внесение в него изменений ($203).

— рассмотрение заявления о переносе установленной даты заседания Апелляционной комиссии на поздний срок ($40).

Особенностью нового Положения является оплата ежегодных пошлин в Евразийское патентное ведомство за поддержание евразийских патентов в силе на территории Туркменистана на 25% выше их установленного размера для национальных патентов.

Другой особенностью является появление возможности оплаты пошлин за продление срока действия патентов, относящихся к таким химическим веществам, как лекарственные средства, пестициды или агрохимикаты на дополнительные пять лет после истечения 20-ти летнего срока их действия. Размер оплаты ежегодных пошлин независимо от года действия таких патентов в дополнительный пятилетний период один и тот же и равен ($572)

Таким образом, до истечения срока упомянутой патентной защиты аналоги упомянутых веществ не должны использоваться в Туркменистане без согласия патентообладателя. Тем не менее, недостаточно четкая проработанность механизма защиты запатентованных и незапатентованных химических веществ, в принципе обусловливает возможность ситуации, когда до истечения срока их патентной защиты могут быть введены в оборот аналоги этих веществ, например дженерики, защищенных патентами лекарственных средств. Такое возможно, например, в случае, недобросовестных действий фармацевтических компаний, неправомерно завладевших официально подтвержденными данными, относительно результатов полного цикла доклинических и клинических исследований запатентованных лекарственных средств. Во избежание таких ситуаций мы рекомендуем уведомлять Центр регистрации и контроля качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Туркменистана о нахождении лекарственного средства под патентной охраной с указанием срока его действия и официальными подтверждениями оплаты ежегодных пошлин с просьбой не регистрировать аналоги запатентованного лекарственного средства без документа об официальном согласии патентовладельца.

Другим нововведением является предоставление, с целью стимулирования изобретательской активности, для юридических и физических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Туркменистане, существенных льгот. Для этой категории лиц размер пошлин снижен на 90% от их установленной величины. Положением предусмотрено также полное освобождение от уплаты пошлин по целому ряду позиций (заявочные, регистрационные, ежегодные и др. пошлины), для участников и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, учащихся и воспитанников специализированных учреждений, сирот и детей, потерявших опеку родителей. На 95% от установленного размера по этим же позициям снижены пошлины для неработающих пенсионеров, инвалидов, студентов, ветеранов труда, военной службы и учреждений внутренних дел.

 Определенным послаблением является также предоставление возможности оплаты ежегодных пошлин не только в период действия патента, но и в течение первого месяца предстоящего года его действия. 

Еще одной льготой является возможность оплаты заявочной пошлины в течение трех месяцев после подачи заявки на патентование изобретения, а также ряд других льгот по продлению и восстановлению пропущенных сроков.      

___________________________________

*  проведение этой процедуры возможно в течение 6 месяцев с даты истечения установленного срока

** проведение этой процедуры возможно в течение 3 месяцев с даты истечения установленного срока

Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров

В отношении этих объектов размер пошлин по основным позициям (пошлина за подачу и экспертизу заявки, регистрационная пошлина, пошлина за продление) также остался без изменения или даже несколько снизился. Однако, в отличие от изобретений и промышленных образцов Положение о пошлинах по товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров предусматривает более строгий подход к срокам их оплаты. Требуется, в частности, чтобы за проведение большинства процедур к соответствующей заявке или ходатайству было обязательно приложено уведомление об оплате установленных пошлин. Это значит, что поданные заявки или ходатайства имеют юридическую силу только при условии их финансового обеспечения и наоборот.      

Одновременно с этим, в отличие от прежних тарифов, в которых за подачу и экспертизу заявки бралась единая пошлина, в новых тарифах законодатель вполне справедливо произвел ее разделение на пошлину за подачу заявки и проведение формальной экспертизы ($40) и пошлину за проведение экспертизы по существу ($122). Тем самым открывается возможность для заявителя частичного возврата пошлины или ее использования для оплаты других процедур. Такое возможно, если заявитель в период до проведения экспертизы по существу раздумал регистрировать свой товарный знак или выявил в ходе проведенного поиска ранее поданное или зарегистрированное идентичное, либо схожее до степени смешения с его товарным знаком, обозначение. Точно такое же разделение пошлин предусмотрено в тарифах по заявкам на регистрацию наименования происхождения товара (подача заявки и проведение ее формальной экспертизы — $40; проведение экспертизы по существу — $122). Вообще в отношении этого нового объекта по всем схожим процедурам в тарифах установлены такие же пошлины, что и для товарных знаков.   

Значительное увеличение количества облагаемых пошлинами процедур, по сравнению с прежними тарифами объясняется с одной стороны появлением такого нового объекта правовой охраны, как «Наименования мест происхождения товаров», а с другой существенным расширением возможностей заявителей в защите своих интересов в сфере охраны средств индивидуализации на рынке Туркменистана.

Одной из таких возможностей стало, в частности, юридическое закрепление размера пошлины за проведение процедуры рассмотрения заявления о признании зарегистрированного товарного знака общеизвестным ($692). Аналогичная процедура предусмотрена также в отношении признания общеизвестным незарегистрированного обозначения, с той лишь разницей, что пошлина за ее проведение установлена в два раза выше ($1222). Результатом той и другой процедуры является предоставление упомянутым знакам бессрочной правовой охраны в Туркменистане посредством внесения их в перечень общеизвестных знаков с выдачей соответствующего свидетельства ($203). 

Новыми тарифами, как и ранее, предусмотрена оплата пошлины за продление срока представления документов прилагаемых к заявке, в том числе подтверждающих приоритет, на дополнительные 6 месяцев ($40 за каждый месяц продления). Следует, однако, иметь ввиду, что ходатайство о таком продлении должно быть подано до истечения установленного Законом срока беспошлинного дополнения материалов заявки недостающими документами (три месяца для приоритетного документа и два месяца для остальных документов). Кроме того, оплата вышеупомянутой пошлины должна быть произведена не позднее трех месяцев с даты истечения установленного срока. Нарушение этих установленных законом требований может привести к тому, что заявка может быть признана отозванной.

Схожие требования предъявляются к оплате пошлин за продление установленного срока ответа на запрос экспертизы или подачи возражения на предварительное решение экспертизы на дополнительные 6 месяцев ($40 за каждый месяц продления). Здесь также ходатайство о продлении должно быть подано до истечения установленного для ответа срока (три месяца), однако оплата пошлины может быть произведена в любое время в течение последующих 6 месяцев после истечения установленного срока. 

Если по каким-либо причинам заявитель не совершил в установленное время процедуру подачи ходатайства о продлении срока ответа на запрос экспертизы или подачи возражения на ее решение, законодателем предоставлена возможность восстановления пропущенного срока, при условии подачи ходатайства о таком восстановлении не позднее 6 месяцев с даты истечения установленного трехмесячного срока и оплаты пошлины в размере $82. 

Положительной стороной новых тарифов является юридическое закрепление возможности подачи в Туркменпатент уведомления об оплате пошлины за продление срока действия государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара не только в последний год их действия, но и в первый месяц очередного десятилетнего срока продления.

В число установленных новыми тарифами, оплачиваемых пошлинами процедур входят такие, как:

- рассмотрение заявления о переуступке права на заявленное к регистрации обозначение ($82);

- выдача заверенной копии заявки (например, для подтверждения конвенционного приоритета) ($40);

- подача возражения против предоставления охраны в Туркменистане международному товарному знаку, возможной регистрации товарного знака, коллективного знака, признания знака общеизвестным, регистрации или предоставления права пользования наименование места происхождения товара до вынесения решения экспертизы ($82);

— преобразование заявки на товарный знак в заявку на коллективный знак и наоборот ($40);

— преобразование регистрации коллективного знака в товарный знак и наоборот ($82);

— регистрация заявки, выделенной из первоначальной заявки на товарный знак ($122);

— внесение изменений в регистрацию товарного знака, вследствие слияния компаний ($65);

— внесение изменений в перечень общеизвестных в Туркменистане товарных знаков ($65);

— отдельная регистрация товарного знака, выделенная из действующей регистрации товарного знака и выдача свидетельства на него ($203);

— регистрация договора об уступке права на товарный знак в отношении части товаров и выдача свидетельства на товарный знак ($302 за каждый предусмотренный договором товарный знак);

— рассмотрение заявления о замене национальной регистрации товарного знака на международную регистрацию по процедуре Протокола (cтатья 4bis) к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков ($65);

— регистрация заявки, поданной по процедуре Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, и пересылка регистрационного экземпляра в Международное бюро ВОИС ($120)

— преобразование международной регистрации товарного знака по процедуре Протокола (статья 9quinquies) к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков в национальную заявку ($40);

— продление срока подачи возражения на предварительный отказ экспертизы о предоставлении в Туркменистане охраны товарному знаку по процедуре Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков ($40);

— рассмотрение заявления об отказе владельца от товарного знака, общеизвестного знака, коллективного знака или от права пользования наименованием места происхождения товара обладателем свидетельства ($49);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о признании регистрации товарного знака, коллективного знака, наименования места происхождения товара и/или выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения недействительной, либо о признании предоставленной правовой охраны общеизвестному товарному знаку недействительной ($529);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о прекращении правовой охраны товарного знака, коллективного знака, общеизвестного знака, наименования места происхождения товара и/или о прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, например вследствие непрерывного неиспользования знака в течение трех лет с даты его регистрации или по другим причинам ($529);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о досрочном прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, правовой охраны товарного знака, коллективного знака, общеизвестного знака в случае ликвидации юридического лица, прекращения предпринимательской деятельности физического лица - владельца товарного знака ($122);

— подача в апелляционную комиссию возражения против решения экспертизы о регистрации договора об уступке товарного знака, о регистрации лицензионного договора или о внесении в него изменений ($203);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о признании действий владельца товарного знака результатом недобросовестной конкуренции ($286); в качестве комментария к данной процедуре хотим отметить, что в Туркменистане пока еще не принят закон о недобросовестной конкуренции. В связи с этим полагаем, что до принятия упомянутого закона при рассмотрении такого рода заявлений будет использоваться как наработанный мировым сообществом опыт в этой сфере, так и собственная прецедентная практика;

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о продлении установленного срока рассмотрения возражения Апелляционной комиссией ($40).

Вполне понятно, что жизнь не стоит на месте, по мере развития законодательства в сфере промышленной собственности в Туркменистане и в других странах мира, так или иначе, несомненно, возникнут новые реалии, требующие адекватного реагирования в направлении гармонизации законов и восполнения законодательной базы новыми, стоящими на повестке дня, законами. К их числу относятся, в частности, законы «О недобросовестной конкуренции (проект такого закона подготовлен, но не опубликован; публикация Закона состоится после его рассмотрения Меджлисом и подписания Президентом Туркменистана); О фирменных наименованиях; Об охране имен доменов; О коммерческих обозначениях» (проекты этих трех законов пока не подготовлены). Параллельно с разработкой и введением в жизнь упомянутых законов потребуется также создание соответствующей нормативной базы по их применению в виде правил и комментарий. Это означает, что рассмотренные выше Положения о пошлинах и тарифы по их оплате также будут нуждаться в необходимости внесения в них, отвечающих духу времени коррективов.