ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА

 

Глава 37 (извлечение из таможенного кодекса).

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ

Статья 340. Основания приостановления выпуска товаров

1. Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель). Предусмотренные настоящей главой меры принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

2. Меры, принимаемые таможенными органами в соответствии с настоящей главой, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Туркменистана.

Статья 341. Подача заявления правообладателем и порядок его рассмотрения

1. Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Туркменистана об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу Туркменистана товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в уполномоченный государственный орган в области таможенного дела о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем.

2. Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, должно содержать сведения:

1) о правообладателе, а в случае, если заявление подаётся его представителем, - также о представителе;

2) об объекте интеллектуальной собственности;

3) о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

4) о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с настоящей главой.

К заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор, в том числе лицензионный, о передаче исключительных прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подаётся представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу.

Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав.

3. К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинён декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 9 настоящего Кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров.

4. Уполномоченный государственный орган в области таможенного дела рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой или об отказе в принятии таких мер.

 

В целях проверки достоверности сведений, представленных правообладателем (его представителем), уполномоченный государственный орган в области таможенного дела вправе запрашивать у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны в течение десяти дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. При этом уполномоченный государственный орган в области таможенного дела вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до двух месяцев.

Решение об отказе в принятии мер в соответствии с настоящей главой принимается в случае представления правообладателем (его представителем) недостоверных сведений, а также несоблюдения им требования, установленного частью второй статьи 342 настоящего Кодекса.

О принятом решении правообладатель (его представитель) уведомляется в письменной форме в течение трёх дней со дня принятия такого решения.

5. В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган в области таможенного дела.

Статья 342. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

1. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых уполномоченным государственным органом в области таможенного дела принято решение о принятии мер в соответствии с настоящей главой, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее в настоящей главе - реестр). За включение в реестр плата не взимается.

Реестр ведёт уполномоченный государственный орган в области таможенного дела в порядке, определяемом указанным органом.

2. Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в части третьей статьи 341 настоящего Кодекса, в соответствии с гражданским законодательством Туркменистана.

3. Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

1) по желанию правообладателя (его представителя);

2) при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных частью второй настоящей статьи;

3) по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;

4) если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Туркменистана, за защитой своих прав.

Статья 343. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя (его представителя), но не более чем на пять лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Указанный срок может быть продлён на основании заявления правообладателя (его представителя) при условии соблюдения требований, предусмотренных статьёй 341 и частью второй статьи 342 настоящего Кодекса. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.

Статья 344. Приостановление выпуска товаров

1. Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на десять дней. По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанный срок может быть продлён, но не более чем ещё на десять дней, если он обратился в орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Туркменистана, за защитой своих прав.

 

Решение о приостановлении выпуска товаров и продлении срока приостановления выпуска товаров принимается руководителем таможенного органа или лицом, замещающим его, в письменной форме.

2. Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя), а правообладателю (его представителю) - наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.

3. Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Туркменистана несёт ответственность за имущественный вред, причинённый декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 9 настоящего Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, если в порядке, установленном законодательством Туркменистана, не будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являются контрафактными.

Статья 345. Предоставление информации. Взятие проб и образцов

1. С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант (их представители) могут под таможенным контролем брать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.

2. По запросу правообладателя (его представителя) таможенный орган может предоставить дополнительную информацию, которая может понадобиться правообладателю для доказывания нарушения его прав, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана.

3. Информация, полученная правообладателем (его представителем) или декларантом в соответствии с настоящей статьёй, является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана.

 

Статья 346. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров

 

1. Если до истечения срока приостановления выпуска товаров от органа, уполномоченного в соответствии с законодательством Туркменистана, не будет получено решение об изъятии товаров, о наложении ареста на них либо об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днём истечения срока приостановления выпуска товаров.

2. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если:

1) правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

2) объект интеллектуальной собственности исключён из реестра.

3. Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, когда стало известно о наличии основания, предусмотренного частью второй настоящей статьи.

4. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров осуществляется руководителем таможенного органа, принявшим такое решение, или лицом, замещающим его, в письменной форме. После отмены такого решения выпуск товаров осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 347. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в соответствии с настоящей главой, не применяются таможенными органами в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых через таможенную границу физическими лицами или пересылаемых в международных почтовых отправлениях в незначительном количестве, если такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Механизм предотвращения таможенной службой Туркменистана

нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности

при перемещении товаров через таможенную границу Туркменистана

I. Необходимые документы для подачи в таможенную службу Туркменистана в

целях предотвращения нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности

Заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров с указанием полных данных о правообладателе и объекте интеллектуальной собственности (наименование объекта интеллектуальной собственности, наименование и контактные данные правообладателя (адрес, телефон, факс, е-mail).

         К заявлению должны быть приложены нижеследующие документы и материалы:

      - заверенные правообладателем либо его представителем  копии документов, подтверждающих право на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, патент,  лицензионный договор и др.); Наиболее предпочтительным является заверение этих документов уполномоченным органом либо нотариусом. Легализация документов не требуется.

      - письменное описание подлинных товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, с приложением при необходимости и их образцов,

      - письменную информацию, позволяющую определить контрафактные товары, достаточно подробную для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары (если возможно приложить образцы контрафактных товаров, которые могут служить подтверждением факта нарушения прав правообладателя и использоваться таможенными органами для идентификации подлинных и контрафактных товаров);

      - срок, в течение которого таможенные органы будут принимать меры по приостановлению таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, нарушающие права правообладателя (максимальный срок не должен превышать пяти лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр)

      - письменное обязательство о возмещении расходов в связи с приостановлением таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а если в дальнейшем будет доказано, что товары не являются контрафактными - расходов и убытков декларанта  (возможно также, что потребуется приложение к обязательству нотариально заверенного договора страхования ответственности владельца объекта интеллектуальной собственности за причинение вреда другим лицам).      

            - заверенная правообладателем, либо его уполномоченным агентом доверенность, на представление интересов правообладателя в Туркменистане его доверенным лицом (дилером, дистрибьютором, представителем). Наиболее предпочтительным является нотариальное заверение доверенности. Легализация доверенности не требуется.

Все вышеупомянутые документы должны быть представлены на туркменском языке. Упомянутые документы могут быть представлены также на русском или английском языках с приложением их заверенного перевода на туркменский язык. Заверение перевода может быть произведено торгово-промышленной палатой Туркменистана либо другими уполномоченными  проводить эту процедуру учреждениями Туркменистана.

II. Размер официальных пошлин и стоимость услуг

За включение в таможенный реестр объекта интеллектуальной собственности – плата не взимается.

Стоимость услуг за подготовку для правообладателя или его представителя заявления для подачи в таможенную службу в отношении предотвращения его прав на объект интеллектуальной собственности не превышает $200

III. Представление интересов правообладателя в таможенных

и других органах при выявлении контрафактных товаров

Представление интересов  правообладателя перед таможенной службой и другими  органами власти Туркменистана осуществляют его представители (предпочтительно адвокаты, дилеры,  дистрибьюторы) либо официальные служащие представительства иностранной компании в Туркменистане.

 

Роль патентных поверенных преимущественно сводится к составлению заявления для подачи в таможенную службу, включая оказание  консультативной помощи представителям правообладателя. Однако при необходимости они могут быть привлечены в качестве экспертов при рассмотрении дел, связанных с нарушением прав правообладателей  в судебном заседании.

IV. Сроки подготовки и рассмотрения заявлений.

Сроки подготовки заявлений для подачи в таможенную службу определяются количеством объектов интеллектуальной собственности. Если правообладателем представлены все необходимые документы и материалы для составления заявлений, тогда эти сроки находятся в пределах от трех до десяти дней.  

Сроки рассмотрения заявлений Таможенной службой Туркменистана составляют один месяц со дня их поступления. На основании результатов рассмотрения заявлений выносится решение об отказе в принятии мер либо о внесении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр и принятии мер по предотвращению нарушения прав правообладателя при перемещении, товаров через таможенную границу Туркменистана

V. Процедура приостановления выпуска контрафактных товаров

Таможенная служба Туркменистана работает только по внесенным в таможенный реестр объектам интеллектуальной собственности. По собственной инициативе дела об административном  или уголовном правонарушении, связанных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности таможенная служба не возбуждает. Возбуждение такого рода дел полностью возлагается на правообладателя.

Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, внесенных в реестр, таможенная служба обнаруживает признаки того, что товары являются контрафактными, то выпуск таких товаров приостанавливается и товары помещаются на склад временного хранения.

Решение о приостановлении выпуска товаров сроком до десяти рабочих дней принимает руководитель таможенной службы, осуществляющей таможенное оформление, либо лицо, его замещающее. По запросу правообладателя или его представителя указанный срок может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней.

Таможенная служба в срок не позднее одного рабочего дня с даты принятия   решения о приостановлении выпуска   товаров,  содержащих  объекты интеллектуальной собственности, уведомляет заявителя и лица перемещающие товары через таможенную границу Туркменистана о приостановлении и его причинах, а также сообщает лицу перемещающего товары через таможенную границу Туркменистана наименование и адрес правообладателя, а правообладателю наименование и адрес лица, перемещающего товары через таможенную границу Туркменистана. Правообладателю и декларанту сообщаются также иные сведения, с помощью которых можно определить, являются товары контрафактными или подлинными.

Предоставление информации. Отбор проб и образцов

Таможенная служба предоставляет правообладателю и лицу перемещающего товары через таможенную границу Туркменистана информацию об обнаруженных признаках  контрафактности  товаров,  в  отношении  которых  принято  решение  о приостановлении выпуска.

Информация, полученная правообладателем или декларантом является конфиденциальной и не должна ими разглашаться или передаваться третьим лицам, а также государственным органам за исключением случаев предусмотренных законодательством Туркменистана.

Правообладатель и его представители имеют право с письменного разрешения таможенного органа отбирать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска по признакам контрафактности, и проводить их исследование (осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары).

Урегулирование взаимоотношений между декларантом и правообладателем

При невозможности досудебного урегулирования взаимоотношений между правообладателем и декларантом таможенными и административными органами, окончательное решение о факте нарушения прав интеллектуальной собственности принимает суд, а возбуждают гражданские и уголовные дела - органы внутренних дел и прокуратура.

В последнем случае правообладатель обращается в правоохранительные органы с исковым заявлением или с заявлением о возбуждении уголовного дела. Таможенная служба исполняет постановления этих органов (например, наложение ареста на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности), а также решения и приговоры судов, предусматривающие конфискацию или иное изъятие товаров.

Отмена решения о приостановлении выпуска

Решение о приостановлении выпуска подлежит отмене, если в течение срока действия решения о приостановлении выпуска:

      1) в таможенную службу поступит заявление от правообладателя об отмене решения о приостановлении выпуска;

      2)  объект интеллектуальной собственности исключен из реестра по причине окончания срока действия или иным, предусмотренным законодательством Туркменистана, причинам.

      3) заявителем в сроки приостановления выпуска товаров, содержащих объекты   интеллектуальной   собственности,   не   представлены   доказательства о возбуждении дела по иску о нарушении прав на интеллектуальную собственность, связанного с фактом перемещения задержанных товаров через таможенную границу.

В вышеуказанных случаях товары подлежат незамедлительному таможенному оформлению и выпуску в порядке, определенном таможенным кодексом Туркменистана.

Отмена   решения   о   приостановлении   выпуска   осуществляется руководителем таможенной службы, принявшим такое решение, либо лицом, его замещающим  день, когда стало известно о наличии основания для принятия такого решения.

Выпуск товаров не может служить препятствием для обращения правообладателя о защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствующий уполномоченный государственный орган.