Состояние охраны промышленной собственности

В настоящее время на рынок Туркменистана, как, впрочем, и на рынки других странах СНГ, имеет место поступление так называемых контрафактных или поддельных товаров. Это, в частности, кондитерские изделия, трикотаж, одежда, обувь, радиотехника, аудио- видео техника, алкогольные напитки и сигареты, галантерея, химические продукты и многое другое. Особенностью этих товаров является их маркировка, зарегистрированными в Туркменистане идентичными или сходными до степени смешения товарными знаками более или менее известных фирм. Не исключено, что ряд из них содержит в себе запатентованные в Туркменистане изобретения и промышленные образцы. Изготовители и продавцы таких товаров понимают, что реализация этой продукции под маркой продукции известных фирм, идет намного успешнее, чем, если бы они продавались с маркировкой товарными знаками малоизвестных производителей.

Изготовление и реализация контрафактной продукции имеет место в большей или меньшей степени практически во всех странах мира. Это наносит огромный материальный ущерб подлинным производителям товаров, поскольку качество контрафактных товаров, намного ниже оригинальной продукции. У купивших контрафактный товар потребителей создается извращенное представление о производителе, как о поставщике некачественных товаров. Уменьшается количество потенциальных покупателей желающих купить товар этой фирмы, падает ее деловая репутация, снижается получаемая прибыль. Поэтому, в соответствии с требованиями статьи 10bis Парижской Конвенции все члены Парижского Союза, включая Туркменистан, обязаны вести борьбу с этим, получившим название «Недобросовестная конкуренция» явлением, поскольку оно противоречит честным торговым обычаям.

Именно поэтому ст. 10 Закона Туркменистана об изобретениях и промышленных образцах и ст. 4 Закона Туркменистана о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров предоставляет владельцам запатентованных изобретений и промышленных образцов, а также зарегистрированных средств индивидуализации исключительное право на их использование. Это означает, что никто не вправе использовать без разрешения владельца зарегистрированные в Туркменистане чужие объекты интеллектуальной собственности (ПС). Уголовный кодекс и Кодекс об административных нарушениях Туркменистана предусматривают, в частности, уголовные и административные санкции за нарушения прав владельцев ПС в виде лишения свободы или крупных денежных штрафов.

Однако, в Туркменистане еще не было каких-либо серьезных прецедентов привлечения к ответственности нарушителей прав владельцев ПС, если не считать отдельных обращений по этому поводу в судебные, правоохранительные и исполнительные органы. За весь период существования Туркменпатента было только одно судебное разбирательство по поводу нарушения прав владельца товарного знака. Было также обращение представительства компании CocaCola , по поводу использования одной из местных фирм этикетки, схожей с ее товарным знаком, причем сам механизм этого обращения состоял в одновременной подаче жалоб в самые различные инстанции Туркменистана, начиная с ассоциации пищевой промышленности и кончая Генеральной прокуратурой Туркменистана. Тем не менее, такой стиль лавинообразной атаки по всему фронту оказался эффективным и привел к быстрому пресечению нарушения.

Имело место также схожее обращение по аналогичному поводу в различные инстанции одного из предпринимателей Туркменистана, которое носило безосновательный характер. Дело в том, что этикетка, против которой была направлена его жалоба, давно использовалась в Туркменистане одной известной фирмой для маркировки своих товаров, тогда как упомянутый предприниматель и не помышлял о своем производстве, а просто решил воспользоваться в своих интересах правом первой регистрации товарного знака. Однако, при этом он не учел, что задолго до подачи им заявки на регистрацию товарного знака, Служба Государственной Регистрации юридических лиц Государственной службы по иностранным инвестициям при Президенте Туркменистана зарегистрировала в Едином Государственном реестре упомянутую фирму под фирменным наименованием, сходным до степени смешения с используемой ею на своих этикетках обозначением. В связи с этим, в апелляционную комиссию Туркменпатента было подано возражение против регистрации товарного знака на имя упомянутого предпринимателя, поскольку пункт 5 статьи 6 прежнего Патентного закона Туркменистана гласил, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения тождественные или сходные до степени их смешения с фирменными наименованиями или их частью, принадлежащим другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.

Вышеизложенные примеры свидетельствуют, что в Туркменистане пока еще не задействован в полной мере механизм защиты владельцев промышленной собственности от контрафактных посягательств. Однако, такой механизм может эффективно заработать, только в том случае, если инициатива о привлечении к ответственности нарушителей прав владельцев промышленной собственности будет исходить от самих владельцев изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Пока же можно констатировать, что такая инициатива проявляется крайне редко.

В заключение отметим, что эффективная защита прав владельцев ИС возможна только при условии строгого контроля всех этапов движения товаров – от пересечения государственной границы (таможенный контроль) до контроля их качества (стандартизация, сертификация), при обязательном условии принятия соответствующих санкций к нарушителям. Это выдвигает необходимость гармонизации всех законодательных актов, в той или иной мере соприкасающихся с законами Туркменистана в сфере ИС путем дополнения их соответствующими правовыми нормами, исключающими возможность злоупотреблений в этой сфере. Работа в этом направлении начата, и есть уверенность, что Туркменистан в недалеком будущем войдет в число государств с хорошей законодательной базой, охватывающей все аспекты охраны прав владельцев ИС.