Комментарий относительно основных новшеств в новых законах Туркменистана в сфере промышленной собственности

Закон Туркменистана об изобретениях и промышленных образцах

              

К числу основных новшеств в этом Законе можно отнести введение в практику, кроме формальной экспертизы и экспертизы по существу, так называемой ограниченной экспертизы, с проведением поиска по местным источникам информации и выдача на ее основе  ограниченных патентов со сроком действия 10 лет. Для сравнения заметим, что в прежнем Патентном законе от 1993г. существовала возможность получения временного патента на основе формальной экспертизы со сроком действия 5 лет либо патента со сроком действия 20 лет на основе экспертизы на абсолютную новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Временный патент с пятилетним сроком действия, как показала практика, являлся большей частью патентом престижа, а не коммерческим патентом. Такое положение было связано с тем, что для освоения какого-либо новшества и доведения его до уровня рыночного потребления требуется создание соответствующего производства, для чего необходимы средства, материалы, оборудование, производственные помещения, подготовленные кадры  и т.д. Уложиться в пятилетний срок действия временного патента для обеспечения этих условий могли лишь немногие владельцы патентов. Большинство же из их не укладывались в данный срок и в результате были лишены возможности получить сколь либо ощутимую коммерческую выгоду от использования своего патента, поскольку по истечении пяти лет созданное ими изобретение или промышленный образец переходили в общественное достояние. Новый закон, предусматривающий получение ограниченных патентов со сроком действия 10 лет, исправляет такое положение. Теперь владельцы ограниченных патентов могут иметь дополнительные 5 лет для монопольного использования созданного новшества и получения от него коммерческой выгоды.  В результате создается дополнительная возможность для ускоренного вовлечения в промышленное производство новейших отечественных и зарубежных технических достижений в различных областях науки и техники и  широкого их использования промышленностью и населением нашей страны.

В случае получения хорошего коммерческого успеха от использования ограниченного патента новый Закон предусматривает возможность его дальнейшего монопольного использования путем преобразования в патент со сроком 20 лет для изобретений и 15 лет для промышленных образцов. Патент с таким сроком действия будет выдаваться в случае подачи его владельцем соответствующего ходатайства и положительного результата экспертизы заявленного технического решения на абсолютную новизну и изобретательский уровень. Более того, согласно новому Закону, владельцы ограниченных патентов и патентов на лекарственные средства, агрохимикаты и пестициды могут при желании  продлить сроки их действия на дополнительные пять лет. Такое нововведение объясняется тем, что новые химические вещества до введения их в сферу общественного пользования должны пройти длительные испытания (иногда до пяти лет и более) на предмет токсичности для человека и животных и определения допустимых норм их применения. В связи с этим такие вещества могут получить путевку в жизнь только после всестороннего изучения соответствующими медицинскими, эпидемиологическими и ветеринарными службами их токсических, фармакологических и физиологических свойств. Таким образом, новый закон предусматривает компенсацию владельцам патентов на химические вещества потерь времени на их исследование в отношении безопасности для человека и окружающей среды.

Важной особенностью нового Закона является предоставление владельцам временных патентов возможности их преобразования в течение трех лет с даты истечения срока их действия в ограниченные патенты со сроком действия 10 лет и далее в патенты со сроком действия 20 лет. Такая правовая норма позволит поставить в относительно равные условия владельцев временных патентов с теми заявителями, которые будут подавать заявки на получение ограниченных патентов в соответствии с положениями нового Закона. Это, в свою очередь, явится дополнительным стимулом к повышению заинтересованности владельцев таких патентов к продлению активной жизни своих изобретений и промышленных образцов и получению дальнейшей коммерческой выгоды от их монопольного использования.

Другим нововведением, является предоставляемая новым Законом возможность восстановления действия патентов в течение трех лет с даты прекращения оплаты ежегодной пошлины за поддержание их в силе. Ранее этот срок составлял 12 месяцев. Увеличение срока для восстановления действия патента было продиктовано соображениями создания дополнительных льгот для владельцев патентов, что полностью совпадает с рекомендациями ВОИС. Тенденция идти навстречу владельцам патентов, максимально учитывать их интересы наблюдается во всем мире и продиктована желанием ускорить продвижение технического прогресса во всех областях нашей жизни.

Еще одним существенным нововведением в новом Законе является введение временной правовой охраны для изобретений / промышленных образцов с даты публикации сведений о заявках на эти объекты до даты их регистрации в реестре. Данная мера позволяет на законодательном уровне подтвердить права заявителя на то или иное техническое решение. Это, в свою очередь, дает заявителю право предупредить любое третье лицо, использующее данное техническое решение без согласия заявителя о возможных для него материальных последствиях, в случае признания этого решения патентоспособным. Тем самым решается задача максимальной защиты изобретателей и владельцев патентов от несанкционированного использования третьими лицами чужих технических достижений.

Следует отметить также появление в новом Законе статьи под названием «Таможенный контроль», которой не было в прежнем законе от 1993г. Данная статья акцентирует внимание владельцев патентов на том, что охрана их прав ведется также в соответствии с положениями Таможенного кодекса. Упоминание в Законе о таможенном контроле связано с тем, что эффективная защита прав владельцев изобретений и промышленных образцов возможна только при условии строгого контроля всех этапов движения товаров – от пересечения государственной границы (таможенный контроль) до контроля их качества (стандартизация, сертификация), при обязательном условии принятия соответствующих санкций к нарушителям. Это очень важный момент, на который следует обратить самое пристальное внимание. Дело в том, что если без разрешения владельца патента будут использоваться чужие изобретения, то правообладатель не будет тратиться на их патентование, а уже выданные ему патенты будут восприниматься им как пустые, не защищенные государством бумажки.

Это выдвигает необходимость гармонизации всех законодательных актов, в той или иной мере соприкасающихся с Новым законом Туркменистана об изобретениях и промышленных образцах путем дополнения их соответствующими правовыми нормами, исключающими возможность злоупотреблений в этой сфере. Работа в этом направлении начата, и есть уверенность, что Туркменистан в недалеком будущем войдет в число государств с хорошей законодательной базой, охватывающей все аспекты охраны прав владельцев интеллектуальной собственности.

Важное значение, которое будет играть новый Закон в экономике Туркменистана обусловлено тем, что  роль сформировавшейся в мире системы патентов, будет все более и более возрастать по мере перехода к постиндустриальной фазе развития общества. Патент выполняет несколько функций, в частности удостоверяет государственное признание заявленного технического решения изобретением или промышленным образцом и закрепляет за владельцем исключительное право на его практическое использование. Без патента невозможна или существенно осложнена лицензионная продажа новшества, затруднены функционирование производства и продвижение нового продукта на рынке. При организации производства патент - веский аргумент для потенциального инвестора, зачастую далекого от тонкостей научно-технического прогресса. Для инвестора наличие патента служит гарантией того, что его владелец имеет легитимное право на использование разработки, а последняя перспективна для практической реализации. Следует отметить и наукометрическое значение патента, поскольку с его помощью можно оценивать, в том числе количественно, практическую перспективность результатов научно-технической деятельности государства, научного учреждения, отдельного работника.

Задача Туркменпатента заключается в том, чтобы на нынешнем этапе развития общества всячески способствовать стимулированию  научной и изобретательской деятельности и правовому закреплению патентоспособных разработок, а также освоению их производством, что является непременным условием дальнейшего движения страны по пути научно-технического прогресса. Переход к инновационному развитию страны невозможен без адаптации научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и повышения эффективности использования результатов научной и научно- технической деятельности за счет вовлечения их в хозяйственный оборот. Используя предоставленные Туркменпатентом на основе нового Закона, исключительные  права, владельцы запатентованных изобретений

обеспечивают себе монопольное положение продукции, производимой на товарных рынках. В результате изобретения становятся частью имущественных комплексов предприятий, выступая, как основа их нематериальных активов. Таким образом, введение в жизнь нового Закона призвано с одной стороны обеспечить дальнейшее продвижение Туркменистана по пути научно–технического прогресса, развития и углубления рыночных отношений, а с другой в максимальной степени защитить в нашей стране права владельцев патентов на изобретения и промышленные образцы. 

 

Закон Туркменистана о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.

По сравнению с прежним Патентным законом от 1993г. новый Закон содержит в себе такой новый объект охраны как наименование мест происхождения товаров, Для того, чтобы наименование места происхождения товара было признано объектом правовой охраны необходимо, чтобы оно обладало определенными признаками. Одним из них является признак известности. Известность, в свою очередь, связана с определенным районом или местностью страны, создавшее данному товару известность. Так, например, говоря о минеральной воде «Арчабиль» мы связываем ее происхождение с одноименным наименованием известной жителям Туркменистана местности, поскольку именно в этой местности находится производство данной минеральной воды.  

Еще один признак, которым должно характеризоваться понятие наименование места происхождения товара  это наличие товара, обладающего особыми свойствами. Совокупность особых свойств определенного товара обусловливает его уникальность и элитарность. При этом вовсе не обязательно, чтобы товар был лучше аналогичных товаров из других географических объектов  важно, чтобы он отличался от них рядом свойств, определяемых местом его происхождения. Наличие особых свойств определяется априори и подтверждается соответствующими компетентными органами страны происхождения.

Третий признак - это наличие природных условий и/или людских факторов, характерных для конкретного географического объекта. При этом природные условия могут включать климат, конфигурацию местности, расположение местности выше или ниже уровня океана, место производства, состав почвы, консистенцию и температуру воды, географическую широту, степень влажности, количество солнечных дней в год и т.д. Людские же факторы могут включать профессиональный опыт, производственные традиции, специфические технологии, этнографические особенности, культуру, мастерство и т.д.

Четвертый признак – это зависимость особых свойств товара от природных условий и/или людских факторов географического объекта. При этом, если на формирование особых свойств товаров воздействие оказывают только природные факторы, то такие товары в мировой практике отнесены к группе «естественных» наименований мест их происхождения. Эти наименования могут быть связаны с минералами, сырьем, лекарственными травами, минеральными водами и т.д. К числу таких наименований, например, можно отнести такие обозначения, как «карельская береза», «якутские алмазы», «боржоми», «уральские самоцветы» и т.д., особые свойства которых сформировались только под воздействием природных факторов. В других случаях особые свойства товаров определяются людскими факторами, то есть с долголетним опытом и производственными традициями людей. Примером таких обозначений являются, например «Йомудские ковры», «Шведская сталь», «Эстонские рояли» и т.д. Однако, в большинстве случаев особые свойства товаров определяются одновременным воздействием природных и людских факторов. Например, особые свойства ряда известных туркменских вин обусловлены как качеством винограда, произрастающего в различных регионах Туркменистана, так и технологией их изготовления, основанной на производственном опыте и традициях местных виноделов.

Регистрация наименования места происхождения товара и выдача свидетельства на право им пользования не является препятствием для подачи заявки и  выдаче свидетельства на право пользования этим же наименованием любому другому лицу, если он производит аналогичный товар в этом же географическом районе. Таким образом, наименования мест происхождения товара не являются объектами исключительного права. В связи с этим лица, получившие право пользования наименованием места происхождения товара, вправе лишь использовать его, но не вправе распоряжаться им, то есть передавать право пользования другим лицам, либо запрещать использование такого же наименования лицам, которым такое право дано на основании решения Туркменпатента. Право пользования наименованием происхождения товара включает применение его на товаре или на упаковке, в рекламе, проспектах, бланках, счетах, а также в качестве предупредительной маркировки, указывающей на то, что это обозначение является зарегистрированным в Туркменистане.

Регистрация наименования места происхождения действует бессрочно, однако срок действия свидетельства на право пользования этим наименованием составляет 10 лет, считая с даты поступления заявки в Туркменпатент с возможностью его периодического продления на очередной десятилетний срок.

Определенные нововведения в новом Законе имеются также в отношении предъявляемых к  товарным знакам и знакам обслуживания (далее товарные знаки) требований к их использованию. В частности, в прежнем Патентном законе от 1993г. не содержалось требования об обязательном использовании товарного знака. Теперь оно есть. В соответствии с этим требованием владелец зарегистрированного знака обязан его использовать в своей хозяйственной деятельности. Исключением из этого требования являются лишь объективные обстоятельства, не позволяющие использовать знак вопреки желанию его владельца, например импортные ограничения, срыв поставок сырья, изменение условий реализации продукции и т.п. В противном случае по ходатайству третьих заинтересованных лиц действие государственной регистрации знака может быть прекращено досрочно в отношении всех или части зарегистрированных товаров в связи с неиспользованием знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Таким образом, правомочие использовать товарный знак является не только правом, но и обязанностью его владельца. Такая правовая норма диктуется соображениями активизации хозяйственной деятельности владельца знака и желанием воспрепятствовать засорению государственного реестра не работающими товарными знаками.

Еще одним нововведением является появление в новом Законе статей об общеизвестных товарных знаках и об их статусе. Введение в закон данной нормы обусловлено необходимостью дальнейшей гармонизации национального Патентного законодательства с подписанными Туркменистаном международными соглашениями, в частности со  ст. 6bis  Парижской конвенции. Общеизвестными товарными знаками, в общем случае, являются такие знаки, которые в результате длительного и интенсивного  использования, больших затрат на рекламу, широкого географического охвата, больших объемов продаж и т.п. приобрели широкую популярность и узнаваемость среди различных или определенных групп населения. В связи с этим, такие знаки могут охраняться государством, как на основании их государственной регистрации, так и без таковой. Товарные знаки, признанные в установленном порядке общеизвестными подлежат бессрочной охране и внесению в перечень общеизвестных товарных знаков Туркменистана. Права на такие знаки закрепляются свидетельством и публикацией в бюллетене Туркменпатента. Важно подчеркнуть, что правовая охрана таких знаков может распространяться не только на те товары, в отношении которых он зарегистрирован, но также и на совершенно иные товары. Это связано с возможностью введения потребителей в заблуждение в отношении производителя таких товаров, которые будут ассоциироваться с владельцем общеизвестного знака, что не только ущемит его законные интересы, но и нанесет вред высокой репутации принадлежащего ему знака. Требования к общеизвестным знакам и процедура их признания общеизвестными будут устанавливаться подзаконными актами Туркменпатента.  

Еще одним нововведением  по сравнению с прежним Патентным законом Туркменистана от 1993г. является введение в новый закон положений о порядке регистрации и статусе коллективных товарных знаков. В прежнем Патентном законе от 1993г. о таких знаках говорилось лишь вскользь. Новый Закон исправляет этот недостаток. В нем достаточно подробно с правовых позиций изложена сущность коллективных знаков, право на такие знаки, порядок их регистрации и практического использования. В частности, в отличие от обычного товарного знака,  коллективный знак должен иметь свой устав, в котором должны быть приведены сведения о лицах, имеющих право на данный знак, перечень товаров, обладающих едиными качественными или общими характеристиками, в отношении которых регистрируется коллективный знак, условия и порядок контроля за его использованием и т.д. Новым законом установлено, что в отличие от обычного товарного знака, коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Вместе с тем новый Закон предоставляет возможность преобразования коллективного знака и заявки на его регистрацию в обычный товарный знак, и наоборот в соответствии с установленным Туркменпатентом порядком.

Другое отличие нового Закона от прежнего Патентного закона 1993г. является изменение даты отсчета действия товарного знака. В частности, согласно новому Закону десятилетний срок действия товарного знака берет начало не с даты его регистрации в государственном реестре, как было раньше, а с даты подачи заявки на регистрацию знака. Данная правовая норма позволяет получить заявителям временную правовую охрану на заявленный ими к регистрации товарный знак, что расширяет возможности заявителей в плане предотвращения нарушений их хозяйственных интересов, связанных с использованием данного товарного знака третьими лицами вплоть до принятия к ним предусмотренных законодательством Туркменистана мер административного и уголовного воздействия.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что временная правовая охрана на заявленный к регистрации товарный знак возникает не с даты подачи заявки, а с даты получения заявителями уведомления Туркменпатента о принятии данной к заявки к рассмотрению и действует до даты регистрации товарного знака в государственном реестре. Таким образом, выданное Туркменпатентом уведомление о принятии рассмотрению заявки на регистрацию товарного знака выступает в качестве документа, подтверждающего права заявителя на данный знак и использоваться ими для предупреждения реальных и потенциальных нарушителей от противозаконных действий. 

Отметим в заключение, что новый закон содержит также статью о таможенном контроле. Введение этой статьи связано с тем, что если таможня никак не реагирует на ввоз в Туркменистан контрафактных (поддельных) товаров, на которые нанесен чужой товарный знак, то обладатель прав на товарный знак вряд ли будет иметь интерес регистрировать его в государственном реестре. Важная роль таможенной службы в деле охраны интересов владельцев товарных знаков  связана, с тем, что противостоять нарушениям в этой сфере легче всего посредством таможенного контроля над перемещением товаров на границе, а не после того, как они растворятся на рынках внутри страны. В связи с этим одной из важной функции таможни является сотрудничество с бизнесом для идентификации нарушающих товаров, задержка нарушающих товаров на время необходимое для предъявления правообладателем соответствующего судебного иска, содействие осуществлению законной торговли и применение действенных мер по осуществлению охраны прав владельцев товарных знаков пропорционально размерам нарушений их прав.

В настоящем обзоре мы кратко остановились лишь на самых основных нововведениях в двух новых законах Туркменистана. Однако, кроме этих нововведений, оба новых Закона содержат по сравнению с прежним Патентным законом от 1993г. более детализированный порядок проведения различных юридически значимых процедур, включая регистрацию патентов, свидетельств, договоров передачи права, в том числе лицензионных в государственном реестре, выдачу охранных документов, продление сроков их действия, внесение изменений в заявки и регистрации и т.д. Вполне естественно, что процесс совершенствования законодательства Туркменистана в сфере промышленной собственности нельзя считать завершенным с введением в действие этих двух новых законов. Бурно развивающаяся экономика Туркменистана и связанная с этим необходимость все более и более широкого использования новых, защищенных патентами технических решений и зарегистрированных средств индивидуализации товаров и услуг  обязательно потребуют с течением времени дальнейшего совершенствования Патентного законодательства. Однако, можно смело считать, что на ближайшие годы в Туркменистане созданы достаточно хорошие условия для дальнейшего развития правоприменительной практики в этой сложной и конфликтной сфере.