Наши тарифы включают использование гибкой системы скидок с гонорара патентного поверенного. В частности, мы предоставляем специальные скидки при подаче трех и более заявок. В ряде случаев наши скидки могут достигать 25-35% от суммы гонорара, а иногда, при большом объеме затребованных процедур достигать 50%. Этот подход сохраняется также при выполнении нами других процедур по заданию клиента (регистрация изменения имени или адреса владельца, регистрация уступки прав, регистрация лицензионного договора, проведение поиска, продление действия товарных знаков, поддержание в силе патентов и т.д.). Мы также всегда идем навстречу пожеланиям клиента, если он имеет ограниченные финансовые возможности. Для получения более детальной информации о наших тарифах достаточно сделать запрос по электронной почте:  и наши тарифы будут в Вашем распоряжении. Мы всегда к вашим услугам. Ниже нами приведены размеры новых пошлин введенных в действие с 05 июля 2018 г. (изобретения и промышленные образцы); с 13 декабря 2019 г. (товарные знаки)

Комментарии к новым тарифам Туркменистана

в сфере охраны промышленной собственности

В настоящее время в Туркменистане ведутся прогрессивные реформы в сфере науки и образования, призванные вывести туркменскую науку и промышленность на качественно новый уровень, что позволит ускорить движение страны по инновационному пути развития.  

В этой связи возрастает роль Туркменпатента, на который возложены важные функции по осуществлению государственного регулирования в сфере охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, то есть тех объектов, без которых невозможно инновационное развитие. Это обусловлено самой природой патентной службы, являющейся не только инкубатором, но и проводником новых технических решений в различных сферах науки и производства.

Краеугольным камнем, определяющим эффективность выполнения Туркменпатентом своих функций, является законодательная база, поскольку именно к ней привязаны все остальные элементы охраны промышленной собственности. В то же время любой закон работает в полную силу лишь тогда, когда он обеспечен соответствующими подзаконными нормативными актами. В частности, проведение различных процедур с объектами промышленной собственности, невозможно без оплаты соответствующих пошлин, в связи с чем, они являются как бы их органической составляющей. Напомним, в этой связи, что в отличие от налогов, которые представляют собой безвозмездный платеж без встречного удовлетворения, пошлины представляют собой обязательный платеж, за оказание государственными органами плательщику определенных услуг.

Строго регламентированный, подробный перечень пошлин облегчает проведение тех или иных предусмотренных Законом процедур и поэтому является одним из важных элементов совершенствования законодательной базы. Упомянутые шаги в этом направлении позволят вывести Туркменистан на новый, отвечающий мировым стандартам уровень, надежно защитить интересы владельцев патентов, прав на средства индивидуализации, ускорить экспертизу объектов интеллектуальной собственности, улучшить взаимодействие с работающими в интеллектуальной сфере международными структурами и привлечь к изобретательскому творчеству наиболее талантливую часть туркменского общества.

Как известно, в ноябре 2017г. и в июне 2019г. вошли в действие новые Законы Туркменистана «О правовой охране изобретений», «О правовой охране промышленных образцов», «О товарных знаках», «О наименованиях мест происхождения товаров», что позволило подвести хорошую законодательную базу под изобретательское творчество, создать мощные стимулы для работы отечественных изобретателей и ученых, повысить предпринимательскую активность и увеличить приток в страну валютных средств и передовых зарубежных технологий.

Вместе с тем после принятия вышеупомянутых законов возник определенный диссонанс между отдельными их положениями и существующими на тот период прежними тарифами по оплате пошлин за проведение указанных в этих положениях процедур. В связи с этим 05 июля 2018г. и 13 декабря 2019 г. Постановлением Президента Туркменистана были введены в действие новые Положения о пошлинах по изобретениям; о пошлинах по промышленным образцам; о пошлинах по товарным знакам; о пошлинах по наименованиям мест происхождения товаров с соответствующими новыми тарифами по пошлинам, призванные устранить возникший диссонанс и обеспечить дальнейшее развитие нормативной базы в области охраны промышленной собственности в Туркменистане. Согласно упомянутым положениям оплата официальных пошлин должна производиться в национальной валюте юридическими лицами и гражданами Туркменистана, а также постоянно проживающих в Туркменистане граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а остальные физические и юридические лица уплачивают пошлины в долларах США , но также может производиться и в иностранной валюте других государств в случаях, если это предусмотрено международными договорами, участником которых является Туркменистан. При этом, если международными соглашениями, участником которых является Туркменистан, не предусматриваются другие условия, пошлины могут быть оплачены как самим заявителем, так и любыми третьими лицами. При оплате пошлин сверх установленных размеров, либо при невыполнении Туркменпатентом юридически значимых действий оплаченные средства могут быть полностью или частично возвращены, либо зачтены в счет оплаты других пошлин. Ходатайство о возврате излишне уплаченных пошлин, либо об их зачете в счет оплаты других пошлин может быть подано плательщиком или его уполномоченным представителем в Туркменпатент в произвольной форме в течение трех лет с даты их оплаты. Однако, в случае прекращения по вине плательщика действий, связанных с охраной прав на объект интеллектуальной собственности, а также в случае признания заявки отозванной, уплаченные пошлины возврату не подлежат. Решение о возврате или не возврате пошлин выносится Туркменпатентом в течение 10 рабочих дней с даты получения ходатайства и доводится до сведения плательщика и министерства Финансов Туркменистана, которое в течение 10 рабочих дней со дня получения решения возвращает плательщику пошлину. При этом расходы по услугам банка, связанным с оплатой и возвратом пошлин возлагаются на плательщика. Таковым вкратце является то общее, что связывает между собой оба Положения. Во всем же остальном, они существенно различаются между собой, о чем речь пойдет ниже.

Изобретения и промышленные образцы

Напомним, что в Туркменистане по желанию заявителя может испрашиваться либо патент, либо ограниченный патент на изобретение со сроком действия 20 и 10 лет соответственно. В отношении промышленных образцов возможно получение патента только со сроком действия 15 лет. Получение таких патентов сопряжено с проведением экспертизы по существу, посредством патентного поиска по мировым источникам информации и выявления охраноспособности технического решения путем его сопоставительного анализа с найденным прототипом. Срок действия ограниченных патентов на изобретения значительно ниже и составляет 10 лет. Соответственно сужена и сфера патентного поиска при проведении экспертизы, которая ограничена только имеющимися в Туркменистане источниками информации.

Отметим также, что Законом Туркменистана «О правовой охране изобретений» не предусмотрена охрана такого объекта промышленной собственности, как «Полезная модель». Более того, данный объект вообще не упоминается ни в одном из законодательных актов Туркменистана. Однако это не значит, что заявители, желающие получить патент Туркменистана на содержащееся в полезной модели техническое решение лишены такой возможности. Оформить свои права на данный объект заявители могут путем подачи заявки на испрашивание ограниченного патента на изобретение. Полагаем, что в будущем данный пробел будет восполнен в законодательном порядке.

Вместе с тем новые Положения и тарифы содержат значительное количество новых правовых норм и процедур, которые отсутствовали в прежнем Патентном законе. К их числу относятся пошлины за:

— рассмотрение заявления о переуступке права на получение патента (ограниченного патента) ($120);

— досрочную публикацию сведений о заявке ($70);

— подачу ходатайства о приостановлении выдачи ограниченного патента (только в отношении изобретений) ($50); 

— подачу ходатайства о проведении ускоренной ограниченной экспертизы (только в отношении промышленных образцов) ($50):  

— проведение патентной экспертизы заявленного объекта на охраноспособность по существу (только в отношении промышленных образцов) ($150);

- рассмотрение документов, выданных одним из компетентных органов экспертизы, относительно соответствия заявленного объекта критериям охраноспособности (только в отношении изобретений – при истребовании патента сроком действия 20 лет) ($120);

— подачу заявки на объект, выделенный из первоначальной заявки (промышленный образец -$50), (изобретение - $100);

— выдачу заверенной копии приоритетной заявки ($50);

— подачу возражения против выдачи охранного документа до вынесения решения экспертизы ($150); 

— преобразование ограниченного патента в патент (только в отношении изобретений) ($120);

— рассмотрение ходатайства о выдаче патента (ограниченного патента) Туркменистана на изобретение по преобразованной евразийской заявке ($60);

— рассмотрение ходатайства о выдаче патента Туркменистана на изобретение на основе евразийского патента ($120);

— восстановление пропущенного срока подачи ходатайства о преобразовании ограниченного патента в патент ($100);

— восстановление пропущенного срока для перехода на национальную фазу международной заявки на изобретение ($70);

— выдачу дубликата патента (ограниченного патента) ($120);

— выдачу заверенных копий охранных документов, выписки из государственного реестра и иных документов ($30);

— рассмотрение заявления патентообладателя о досрочном прекращении действия патента (ограниченного патента) ($60);

— восстановление действия патента на изобретение (ограниченного патента) ($150);

— регистрацию евразийской или международной заявки и пересылку ее регистрационного экземпляра соответственно в Евразийское патентное ведомство или Международное бюро ВОИС ($70);

— подача возражения в апелляционную комиссию на решение ограниченной экспертизы по заявке на изобретение ($250);

— подача возражения в апелляционную комиссию о признании патента недействительным ($950);

— подача возражения на решение экспертизы относительно регистрации договора об уступке патента или лицензионного договора, включая внесение в него изменений ($370).

— рассмотрение заявления о переносе установленной даты заседания Апелляционной комиссии на поздний срок ($70).

Особенностью нового Положения является исключение возможности продления срока действия патентов, относящихся к таким химическим веществам, как лекарственные средства, пестициды или агрохимикаты на дополнительные пять лет после истечения 20-ти летнего срока их действия.

Определенным послаблением является также предоставление возможности оплаты ежегодных пошлин не только в период действия патента, но и в течение первого месяца предстоящего года его действия. 

Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров

В отношении этих объектов размер пошлин по основным позициям (пошлина за подачу и экспертизу заявки, пошлина за продление) был значительно увеличен. Однако, в отличие от изобретений и промышленных образцов Положение о пошлинах по товарным знакам, знакам обслуживания и Положение о пошлинах по наименованиям мест происхождения товаров предусматривает более строгий подход к срокам их оплаты. Требуется, в частности, чтобы за проведение большинства процедур к соответствующей заявке или ходатайству было обязательно приложено уведомление об оплате установленных пошлин. Это значит, что поданные заявки или ходатайства имеют юридическую силу только при условии их финансового обеспечения и наоборот.      

Одновременно с этим, в отличие от прежних тарифов, в которых за подачу и экспертизу заявки бралась единая пошлина, в новых тарифах законодатель вполне справедливо произвел ее разделение на пошлину за подачу заявки и проведение формальной экспертизы ($30) и пошлину за проведение экспертизы по существу ($220). Тем самым открывается возможность для заявителя частичного возврата пошлины или ее использования для оплаты других процедур. Такое возможно, если заявитель в период до проведения экспертизы по существу раздумал регистрировать свой товарный знак или выявил в ходе проведенного поиска ранее поданное или зарегистрированное идентичное, либо схожее до степени смешения с его товарным знаком, обозначение. Точно такое же разделение пошлин предусмотрено в тарифах по заявкам на регистрацию наименования происхождения товара (подача заявки и проведение ее формальной экспертизы — $30; проведение экспертизы по существу — $220). Вообще в отношении этого нового объекта по всем схожим процедурам в тарифах установлены такие же пошлины, что и для товарных знаков.   

Новыми тарифами, как и ранее, предусмотрена оплата пошлины за продление срока представления документов, прилагаемых к заявке, в том числе подтверждающих приоритет, на дополнительные 3 месяца ($50 за каждый месяц продления). Следует, однако, иметь ввиду, что ходатайство о таком продлении должно быть подано до истечения установленного Законом срока беспошлинного дополнения материалов заявки недостающими документами (три месяца для всех заявочных документов). Кроме того, оплата вышеупомянутой пошлины должна быть произведена до истечения установленного 3-х месячного беспошлинного срока. Нарушение этих установленных законом требований может привести к тому, что заявка может быть признана отозванной.

Схожие требования предъявляются к оплате пошлин за продление установленного срока ответа на запрос экспертизы или подачи возражения на предварительное решение экспертизы на дополнительные 6 месяцев ($70 за каждый месяц продления). Здесь также ходатайство о продлении должно быть подано до истечения установленного для ответа срока (три месяца), оплата пошлины также должна быть произведена до истечения упомянутого 3-х месячного срока. 

Если по каким-либо причинам заявитель не совершил в установленное время процедуру подачи ходатайства о продлении срока ответа на запрос экспертизы или подачи возражения на ее предварительное решение, законодателем предоставлена возможность восстановления пропущенного срока, при условии подачи ходатайства о таком восстановлении не позднее 6 месяцев с даты истечения установленного трехмесячного срока и оплаты дополнительной пошлины в размере $100.

Также требуется отметить изменение принципа оплаты пошлин за продление действия товарных знаков на последующие 10 лет, как и сами размеры данных пошлин. На основании нового положения об оплате пошлин касательно процедур по товарным знакам, пошлина за продление действия товарного знака стала взиматься на основании количества классов, требуемых к продлению. Соответственно пошлина за продление действия знака в одном классе составила $500, а за каждый последующий класс данной регистрации $250. В случае если правообладатель изъявит желание продлить требуемую регистрацию только в выборочных классах, то таковой вариант принимается Туркменпатентом, причем правообладатель должен будет уплатить пошлину за продление действия регистрации только в отношении затребованных классов, естественно действие регистрации в отношении классов по которым уплата пошлины продления не была произведена будет аннулирована.      

В число установленных новыми тарифами, оплачиваемых пошлинами процедур входят такие, как:

- внесение изменений в детали заявки включая рассмотрение заявления о переуступке права на заявленное к регистрации обозначение ($30);

- выдача заверенной копии заявки (например, для подтверждения конвенционного приоритета) ($50 + $2 за каждую страницу свыше 10);

- подача возражения против предоставления охраны в Туркменистане международному товарному знаку, возможной регистрации товарного знака, коллективного знака, регистрации или предоставления права пользования наименование места происхождения товара до вынесения решения экспертизы ($120);

— преобразование заявки на товарный знак в заявку на коллективный знак и наоборот ($80);

— преобразование регистрации коллективного знака в товарный знак и наоборот ($120);

— регистрация заявки, выделенной из первоначальной заявки на товарный знак ($220);

— внесение изменений в регистрацию товарного знака, вследствие слияния компаний ($70), в случае если при слиянии происходит изменение не только наименования, но также и адреса правообладателя, то пошлина взимается в двойном размере ($ 140);

— отдельная регистрация товарного знака, выделенная из действующей регистрации товарного знака и выдача свидетельства на него ($290);

— регистрация договора об уступке права на товарный знак в отношении части товаров и выдача свидетельства на товарный знак ($400 за каждый предусмотренный договором товарный знак);

— регистрация заявки, поданной по процедуре Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, и пересылка регистрационного экземпляра в Международное бюро ВОИС ($120)

— преобразование международной регистрации товарного знака по процедуре Протокола (статья 9quinquies) к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков в национальную заявку и выдача свидетельства на товарный знак ($290);

— продление срока подачи возражения на предварительный отказ экспертизы о предоставлении в Туркменистане охраны товарному знаку по процедуре Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков ($70);

- продление срока действия товарного знака на последующие 10 лет, в отношении одного класса – $500, за каждый последующий класс регистрации – $250

- истребование шести месячного льготного срока для продления срока действия знака на последующие 10 лет - $80 

— рассмотрение заявления об отказе владельца от товарного знака, коллективного знака или от права пользования наименованием места происхождения товара обладателем свидетельства ($120);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о признании регистрации товарного знака, коллективного знака, наименования места происхождения товара и/или выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения недействительной ($850);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о прекращении правовой охраны товарного знака, коллективного знака, наименования места происхождения товара и/или о прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара вследствие непрерывного неиспользования знака в течение трех лет с даты его регистрации ($650);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о досрочном прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, правовой охраны товарного знака, коллективного знака в случае ликвидации юридического лица, прекращения предпринимательской деятельности физического лица - владельца товарного знака ($200);

— подача в апелляционную комиссию возражения против решения экспертизы о регистрации договора об уступке товарного знака, о регистрации лицензионного договора или о внесении в него изменений ($300);

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о признании действий владельца товарного знака результатом недобросовестной конкуренции ($350); в качестве комментария к данной процедуре хотим отметить, что в Туркменистане пока еще не принят закон о недобросовестной конкуренции. В связи с этим полагаем, что до принятия упомянутого закона при рассмотрении такого рода заявлений будет использоваться как наработанный мировым сообществом опыт в этой сфере, так и собственная прецедентная практика;

— рассмотрение апелляционной комиссией заявления о продлении установленного срока рассмотрения возражения Апелляционной комиссией ($70).

Вполне понятно, что жизнь не стоит на месте, по мере развития законодательства в сфере промышленной собственности в Туркменистане и в других странах мира, так или иначе, несомненно, возникнут новые реалии, требующие адекватного реагирования в направлении гармонизации законов и восполнения законодательной базы новыми, стоящими на повестке дня, законами. К их числу относятся, в частности, законы «О недобросовестной конкуренции (проект такого закона подготовлен, но не опубликован; публикация Закона состоится после его рассмотрения Меджлисом и подписания Президентом Туркменистана); О фирменных наименованиях; Об охране имен доменов; О коммерческих обозначениях» (проекты этих трех законов пока не подготовлены). Параллельно с разработкой и введением в жизнь упомянутых законов потребуется также создание соответствующей нормативной базы по их применению в виде правил и комментарий. Это означает, что рассмотренные выше Положения о пошлинах и тарифы по их оплате также будут нуждаться в необходимости внесения в них, отвечающих духу времени коррективов.